Вышли в онлайн, пока другие уходили в подполье
Как частные школы английского выживали в 2020,
и есть ли толк от онлайн–обучения

Опытом делятся директора школ Helen Doron в Краснодаре, Новосибирске, Чите, Москве и Санкт-Петербурге.

Как школам английского продолжить работать в карантин?
Можно ли перейти на онлайн-обучение, не теряя качества уроков и сохранив результаты учеников?
Как этот формат воспринимают дети и родители?
Весной 2020, когда стало ясно, что пандемия – это очень серьезно, никто не был готов к этому. 5 марта все еще надеялись, что обойдется, однако 21 марта объявили закрытие школ, а 30 марта – начало всеобщей самоизоляции. Похожие меры принимали и в других странах.

Мы заметили это очень остро, потому что входим в сеть Helen Doron из 1200 центров по всему миру – франчайзи делились новостями и совместными усилиями справлялись с трудностями.

Ситуация может повториться – частичную дистанционку ("мягкий карантин") ввели в разных городах с 21 декабря.
Ограничения возвращаются, и они могут начаться с декабря и продлиться много месяцев. Многие, особенно школьники, нормально это восприняли, они уже занимаются, для них это уже не что-то из ряда вон выходящее. Мы получаем обратную связь о том, что это бонус: здорово, что у нас есть возможность продолжать занятия, не делать паузу и не терять прогресс в освоении программы.
Екатерина Лихтер
Директор Helen Doron в Санкт-Петербурге
Занятия до пандемии и карантина
Занятия во время карантина и ограничений
Как снег на голову - в конце марта
Пока соседние центры закрывались на карантин, мы стремительно готовились к переходу на онлайн. В первую очередь поговорили с каждым родителем и ребенком индивидуально и убедили продолжить занятия и закрыть годовые курсы. Обидно бросать почти законченный курс и оставлять ребенка без сертификата. Опять же, язык требует постоянной практики, и тем, кому важно, чтобы ребенок говорил на английском как на родном, делали выбор в пользу "продолжить".

Возражений было много.

Кто-то оказался без работы, кто-то в отпуске, кто-то перешел на дистанционку, и это повлекло бытовые трудности. Причем помимо в целом трудной ситуации ни родители, ни дети не были готовы чисто технически. Чтобы разобраться с этим, мы собирали их группами и коллективно настраивали все ПО – звук, видео, все настройки. Родители оборудовали для детей учебно-рабочее место.

Фактически за 2 дня до занятий мы беспрерывно оказывали техническую поддержку и тестировали онлайн-формат. Благодаря этому и родителям, и самим ученикам было спокойнее: они чувствовали поддержку, что все хорошо, все трудности разрешимы, нам не все равно.
Все случилось очень внезапно, и переход на удаленку оказался резким для всех.
У многих родителей сначала были сомнения перед онлайном, но стоило им попробовать – и они видели, что это тоже работает, что в этом нет ничего страшного.
Екатерина Михалева
Директор Helen Doron в Москве
Дети старше 3 лет уже занимаются онлайн самостоятельно, школьники – уверенно и спокойно, им это уже не в новинку.
А вот малыши воспринимают в первую очередь маму, а потом уже педагога. Поэтому мамы участвуют в занятиях для самых маленьких – и онлайн, и офлайн.
Как детскому центру и его ученикам перестроиться на онлайн за 2 дня
С самого начала было ясно, что просто сесть перед экраном и делать то же, что обычно, не получится.
Во-первых, методика подразумевает, что дети находятся в диалоге
В группах огромное количество взаимодействия, начиная от разминки Brain gym (гимнастика для мозга) в начале и заканчивая соревнованиями. И одно дело, когда они сидят друг рядом с другом, и другое – когда видят только то, что отображается на экране.
Из-за того, что у нас на занятиях педагоги не ругают детей, не критикуют за ошибки, педагогическое взаимодействие строится на непосредственном эмоциональном контакте. В онлайне, соответственно, этот контакт сложнее строить.
Во-вторых, педагогика без "кнута" требует особого умения от педагога
В-третьих, особую структуру урока непросто перенести на онлайн
Занятия подразумевают переключение между видами деятельности, игровые техники, физическую активность, и когда всё это переносится в дом ребенка, надо хорошо постараться, чтобы организовать учебный процесс похожим образом.
Однако трудности – не повод закрывать центры. И поэтому 98% школ Helen Doron по всему миру продолжили работать, просто по-новому.

Вот как это было: посмотреть видео.
Фоновое прослушивание – искусственная языковая среда, которую мы создаем каждый день помимо занятий.
Портал с эксклюзивными онлайн-играми и интерактивные приложения для обучения и закрепления материала.
Очень помогла уже существующая технологическая платформа обучения
Кроме того, благодаря методическому отделу международного центрального офиса мы заранее получили методические материалы, адаптированные под онлайн-формат. Это презентации и измененные поурочные планы для педагогов, много интерактивных заданий и игр на закрепление материала. Подобрали технологии, которые реализовали те процессы, которые мы раньше делали вручную – например, задания с карточками.

Кроме того, методический отдел и центральный офис в России посвятили время подготовке и адаптации персонала. Для педагогов проводили вебинары – как работать в онлайне с детьми разных возрастов, как учитывать специфику потребностей конкретной группы, как удерживать внимание. Каждый педагог получил стандарты и рекомендации по подготовке к занятию – как творчески переосмыслить материал и подать его дистанционно, как создать мотивацию для детей.
Ситуация непонятная: думали, что дистанционка это на пару недель. Говорили: "Ну нет, мы подождем, выйдем, как закончится". Но сроки всё продлевали.
В итоге постепенно мы привлекали все больше и больше желающих. В процессе собирали обратную связь от родителей, которые наблюдали за происходящим, оценили презентации и то, как проводились занятия. И они видели, что, несмотря на дистанционку, все так же грамотно и профессионально, и у детей есть результаты.
Евгения Истомина
Директор Helen Doron в Чите
Непривычные рабочие вопросы
Однако трудности возникли неожиданно там, где никогда не возникали в оффлайне. Например, нам важно сохранять ритм, не пропускать уроки, превратить общение на языке в привычку, да и отрабатывать пропуски – лишняя нагрузка на всех. А на дистанционке доходило до смешного: дети, постоянно сидя дома, забывали, когда у них занятия, а родители забывали их проконтролировать. Эту функцию взяли на себя наши администраторы. Они проверяли, что все дети из конкретной группы зашли на урок, а опаздывающим звонили и напоминали.

Родители и дети это ценили – они видели, что мы еще больше внимания им уделяем, что нам не все равно, что это не просто так, "они там сидят дистанционно, про нас не помнят".
Для нас онлайн открыл новые возможности и другой взгляд на обучение. При этом мы максимально сохранили методику – наглядность, практичность, возможность что-то создавать самостоятельно руками, интерактив. В современном мире - это ещё и возможность быть мобильным.

Конечно, на начальном этапе потребовалась адаптация. Этот вопрос во многом к педагогу – необходим творческий подход, переосмысление поурочного плана, – и тогда дистанционно можно построить урок, нисколько не потеряв в качестве.
Мария Жданова
Директор Helen Doron в Новосибирске
Педагоги могут учить и удаленно, и справляться с этим прекрасно...
Но когда они снова увидят своих учеников лицом к лицу – вряд ли кто-то сдержит радость)
Источники вдохновения
Онлайн чудесен тем, что убирает границы, в том числе между странами. Мы этим воспользовались - стали проводить объединенные занятия с учениками Helen Doron из других стран. И это действительно стало открытием для детей и источником мотивации лучше знать и больше учиться - чтобы общаться с иностранными сверстниками наравне.

Мы нашли решение, как сохранить игровой компонент урока в условиях самоизоляции.

Преподаватели составляли списки предметов, которые детям надо было подготовить дома к занятию. Так, уроки из дома получались не менее веселыми, чем в классе: снег из ваты, руль для машины из крышки от кастрюли, поделки из овощей, а если тема урока - одежда, то и переодевания прямо на занятии. Конечно, мы привлекали к помощи родителей. Например, им надо было спрятать в комнате предметы, о которых шла речь на занятии, и дети получали задание эти предметы найти.

Помимо собственно обучения онлайн позволил детям показать и привнести в урок частичку своего мира, своего дома. Дети показывали то, чем они занимаются, знакомили со своими питомцами, рассказывали о своих достижениях, хвастались поделками. И это в каком-то смысле сделало контакт между детьми даже богаче.
Весной только 10% клиентов не смогли присоединиться к занятиям, однако с сентября они вернулись, более того, появились новые клиенты. Самое радостное - то, что 40% родителей еще летом купили учебники, по которым дети должны были учиться в сентябре. Это показывает то, что нас ценят и готовы учиться у нас "вдолгую".
Наталья Абашина
Директор Helen Doron в Краснодаре
Пандемия или нет, карантин или нет – а бизнес существует только тогда, когда продолжает работать и получать деньги. Мы уже знаем, что и как делать во время карантина – и предоставляем работоспособную технологию партнерам по франшизе.
Международная сеть школ английского языка
Helen Doron
Федеральный сайт:
https://helendoron.ru

Страница франшизы:
https://helendoron.ru/franshiza-detskogo-centra
По вопросам франчайзинга пишите:
franchise@helendoron.ru

Звоните:
+7 962 711-85-03